четверг, 16 августа 2012 г.

Паломническая поездка в Москву

15 июля 2012 года мы, прихожане Воскресенско – Феодоровского монастыря: воспитанники Воскресной школы и их родители,  по благословению игумена Вонифатия отправились в Москву. Рано утром 16 июля нас с душевной теплотой встретили Тимофей и Евгения – сотрудники из культурно – православного центра имени Иоанна Златоуста при храме Космы и Дамиана на Маросейке, руководителем которого является Мария Николаевна Балашова. Нас ожидала очень насыщенная паломническими поездками неделя в Москве.

Утром мы совершили пешеходную экскурсию под руководством Елены до Красной площади, где увидели сердце России – Кремль… Высокие стены из красного кирпича, красивые, величественные башни, нерукотворный образ Спаса нашего Иисуса Христа – всё это вызывало восхищение, и в то же время благоговение, трепет души. Также имели возможность увидеть храм Василия Блаженного и памятник освободителям Руси от польско-литовского нашествия, народным героям Минину и Пожарскому. В Кремле побывали в Успенском соборе – кафедральном храме нашей страны, в Архангельском соборе, где находятся захоронения сорока шести великих князей Московских, в Благовещенском соборе – в домовом храме Московских царей и на выставке творчества иконописца монаха Дионисия. Смогли полюбоваться царь – колоколом, царь – пушкой, и колокольней Иоанна Великого и почерпнуть много интересного и познавательного благодаря нашему экскурсоводу Ноли Константиновне. На территории Кремля находится Тайнинский сад, который нас поразил своей красотой и свежестью. В культурно православный центр мы возвращались усталые, но счастливые первым днём нашего пребывания в Москве.

На следующий день 17 июля, после завтрака, под «предводительством» Анны, отправились на экскурсию в музей-заповедник Коломенское, которую нам провела звонарь Наталия. Музей-заповедник удивил нас наличием древних усадеб, крестьянских домов, кузниц. Мы смогли помолиться в храме в честь Казанской иконы Божией Материи, приложиться к чудотворной иконе именуемой Державная. Узнали, что село Коломенское было летней резиденцией великих Московских князей, а храм, в котором мы молились, являлся их домовой церковью. Посетили уникальный храм, построенный в честь Вознесения Господня. Это шатровый храм с восьмигранным и остроконечным завершением, по архитектурному стилю восходящий к традициям народного деревянного зодчества. Удачно было выбрано место для строительства — храм будто вырастает из земли над крутым обрывом Москвы-реки и сливается с небом. Попрощавшись с экскурсоводом, далее направились к памятнику Отечественной войны 1812 года к храму Христа Спасителя. Войдя в храм, мы были поражены величием и торжественностью убранства храма. Нам была предоставлена возможность подняться на балкон, с помощью лифта, и полюбоваться прекрасным видом Москвы с высоты птичьего полёта. Всю дорогу к православному центру, который стал для нас домом, мы были объяты восторженными чувствами, увиденным и услышанным в этот день.

Первая поездка 18 июля была в Данилов монастырь, под руководством Михаила. Нам удалось помолиться на литургии и насладиться пением монастырского мужского хора, которое проникало с трепетом в наши души. После литургии и скромной трапезы, экскурсия по монастырю, в ходе которой узнали, что Данилов монастырь является резиденцией святейшего патриарха всея Руси Кирилла. Далее наш путь устремился к Сретенскому монастырю, где нас встретил студент Сретенской семинарии Ярослав. В храме, в честь иконы Божией Матери именуемой Владимирская, мы приложились к мощам священномученика Иллариона и к частице мощей Марии Египетской. В подземном пределе храма увидели точную копию Туринской плащаницы Господа нашего Иисуса Христа. Невозможно описать словами, какие чувства одолевали нас, когда мы видели лик самого Спасителя! ...

19 июля мы отправились в Спасо-Андроников монастырь, у входа которого находиться памятник русскому иконописцу Андрею Рублёву. На территории монастыря расположен музей, который посвящён этому великому гению древнерусского искусства, где познакомились с творчеством не только Андрея Рублева, но и других известных мастеров иконописи. Посетили белокаменную церковь Нерукотворного образа Спаса нашего Иисуса Христа, которую расписывал сам Андрей Рублёв. После обеда и небольшого отдыха, отправились в один из самых красивых монастырей Москвы - Новоспасский монастырь. В соборе Спаса Преображения, перед нашими глазами предстали внутренние стены, расписанные сценами из истории церкви. Сами росписи относятся к XVII веку, а иконостас – к XVIII веку. В храме в честь преподобного Романа Сладкопевца находится усыпальница рода Романовых. В 1995 году сюда был перенесён прах великого князя Сергея Александровича, убитого террористом Иваном Каляевым. На территории монастыря воздвигнут памятный крест, воссозданный по сохранившемуся проекту Виктора Васнецова точная копия памятника, существовавшего в Кремле.

Следующий день начался посещением знаменитой Третьяковской галереи. Какие же прекрасные, удивительные шедевры русской живописи и скульптуры предстали перед нами! Мы смогли увидеть портреты, написанные В.Г.Перовым, знаменитых писателей: А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, В.И.Даля и И.С.Тургенева. Также портрет «солнца русской поэзии» А.С.Пушкина, написанный О.А.Кипренским. А какие прекрасные виды морского пейзажа раскрываются в картинах И.К.Айвазовского: «Буря», «Радуга», «Чёрное море», и как восхитительны работы И.И.Шишкина: «Утро в сосновом лесу», «Рожь», «Лесные дали», «Сосновый бор», где великий русский пейзажист раскрыл красоту, мощь и богатство русской природы! Много ещё интересных не только картин и скульптур, но и икон (например «Троица» кисти Андрея Рублёва) находятся в Третьяковской галереи, которые завораживают, удивляют и воистину являются шедеврами мирового искусства! Вечером «под покровительством» Марии Николаевны, мы отправились в Сергиев Посад в «центр русского монашества» в Троице- Сергиеву Лавру. И благодаря её стараниям, разместились в православной гостинице, что напротив монастыря.

Утром мы отправились в Троице-Сергиеву Лавру, на раннюю литургию в Троицкий храм, где покоятся мощи покровителя монастыря, «игумена земли Русской», преподобного Сергия Радонежского. После исповеди и причастия приложились к его святым мощам. По окончании литургии направились в трапезную. Потом пошли в музей игрушки. Это один из самых интересных музеев, когда-либо посещаемых нами. Мы видели уникальную коллекцию русской народной игрушки XIX-XX веков, которая помогает представить развитие игрушки, показать ее в неразрывной связи со всей русской культурой. Также посетили выставку «Игрушки Востока», знакомство с которой дало нам возможность не только полюбоваться прекрасными экзотическими игрушками, но и открыть для себя новый, удивительный мир, прикоснуться к самобытной и яркой культуре стран Индии, Японии и Китая. После увлекательного посещения музея мы отправились в монастырь, где нас ждала не менее интересная, насыщенная экскурсия по Троице-Сергиевой Лавре. Одно из ярких событий - посещение колокольни. Находясь на верху, дух захватывало от вида на Сергиев Посад, который находился перед нами «как на ладони».

Вот закончилась экскурсия по Троице-Сергиевой Лавре, незаметно наступил вечер и мы отправились обратно в Москву, на Щёлковский автовокзал. Сели на рейсовый автобус и вернулись в Шую. На этом наше пребывание в Москве закончилось. Спустя время, начинаешь по-настоящему понимать, насколько важна была для тебя эта неделя в Москве. И хотелось бы выразить огромную благодарность: настоятелю Воскресенско – Феодоровского монастыря игумену Вонифатию; протоиерею Феодору Бородину настоятелю храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, инициатору программы «Россия сильна Провинцией» Марии Николаевне Балашовой, организатору нашей программы; Анне, Евгении, Тимофею, Александру, Михаилу, замечательным, интересным личностям, которые нам открыли, что Москва богата не только историческими памятниками, красивыми монастырями, но открытыми, добрыми и отзывчивыми людьми.